Истории » Русские Колумбы на Дальнем Востоке
90 лет назад, в августе 1913 г., когда, казалось бы, на карте мира не осталось белых пятен, экспедиции капитана 2-го ранга Бориса Вилькицкого волею судьбы выпало сделать одно из самых значимых географических открытий ХХ столетия — к северу от Таймыра обнаружить и нанести на карту доселе неизвестный архипелаг, нареченный участниками экспедиции Землей императора Николая II, равный по территории таким странам, как, например, Голландия или Дания. Так Российская империя благодаря своим Колумбам в одночасье увеличила свои владения более чем на 37 тыс. кв. км.
Навстречу подвигам и открытиям
Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) была сформирована во Владивостоке в августе 1910 г. В ее состав были включены специально построенные для этих целей в 1909 г. два транспорта ледокольного типа «Таймыр» и «Вайгач» водоизмещением 1500 т каждый и мощностью машин в 1200 л.с.
26 июня 1913 г. экспедиция покинула Владивосток и взяла курс в полярные широты, чтобы предпринять третью попытку (две предыдущие успехом не увенчались) выполнить главную задачу, возложенную на нее: разведать Северный морской путь и пройти по нему через шесть арктических морей с востока на запад — из Владивостока в Архангельск, чего прежде еще никому не удавалось сделать. Цусимская трагедия русского флота в недавней войне с Японией подстегнула Россию искать новый морской путь на севере. Вместе с тем экспедиция преследовала и другие цели: проведение гидрографических и гидрометеорологических работ, исследование и нанесение на карту арктического побережья Российской империи.
28-летний руководитель экспедиции капитан 2-го ранга Борис Вилькицкий, который спустя месяц после выхода заменил на этом посту заболевшего генерал-майора И.Сергеева, пошел на риск: он распорядился следовать судам порознь друг от друга, чего до этого времени в полярных широтах не делал никто. «Таймыр» двинулся на север, а «Вайгач» пошел вдоль материка.
Экспедиция прошла к северо-западу от Новосибирских островов, где, как предполагалось ранее, находится легендарная Земля Санникова. Увы, никакого таинственного архипелага, волновавшего воображение многих исследователей, в этих широтах не существовало. Зато капитану Вилькицкому и его товарищам удалось обнаружить другой архипелаг, который до сего времени не значился ни на одной карте мира.
Русский флаг над Северной Землей
Днем 20 августа 1913 г. экспедиция заметила на горизонте лед. Подойдя к нему вплотную, моряки увидели, что ледяное поле сплошное и пробиться сквозь него не представляется возможным, а значит, следовало возвращаться назад, так и не выполнив главную задачу. Поразмышляв над сложившейся ситуацией, Вилькицкий, не желая мириться с мыслью, что пути вперед, на запад, нет, решил пойти на север вдоль кромки ледового поля. Его настойчивость была вознаграждена...
Как свидетельствовал врач экспедиции Л.Старокадомский в своих записках, бодрствовавший в тот предрассветный час, случилось следующее: «...Светало, но горизонт еще закрывала мгла. И вдруг впереди, немного справа от курса, я стал различать смутные очертания высокого берега... Нет, ошибки быть не могло, я отчетливо видел землю — очертания крутых возвышенностей не менялись, были очень характерны; на горах виднелись снежные пятна. Сдерживая волнение, я шагнул в штурманскую рубку и разбудил Вилькицкого:
— Борис Андреевич, впереди открылась земля.
— Довольно островов, — сквозь сон пробормотал он, — нам надо проходить на запад...
Окончательно проснувшись, Вилькицкий сбросил тулуп, выскочил на мостик и стал вглядываться в указанном мной направлении. Все яснее на фоне тусклого и облачного неба вырисовывались высокие берега неведомой земли...»
Вскоре мореходы убедились, что неизвестная земля представляет из себя внушительных размеров архипелаг.
22 августа капитан 2-го ранга Б.Вилькицкий высадился с участниками экспедиции на открытую ими землю, где под русское «Ура!» торжественно водрузили государственный флаг России на бамбуковом флагштоке, закрепленном между камней. В приказе командира по сему знаменательному случаю говорилось: «Нам удалось достигнуть мест, где еще не бывал человек, и открыть земли, о которых никто не думал. Мы установили, что вода на север от мыса Челюскин не широкий океан, как считали раньше, а узкий пролив. Это открытие само по себе имеет большое научное значение, объясняет много в распределении льдов океана и дает новое направление поискам Великого пути» (Севморпути. — Прим. авт.).
Открытый архипелаг мореходы нарекли Землей императора Николая II, что, пожалуй, было самым значимым подарком к 300-летию Дома Романовых, отмечавшегося в те дни, а обнаруженный тогда же остров назвали именем цесаревича Алексея. Пролив же, отделяющий архипелаг от полуострова Таймыр — в честь своего командира капитана 2-го ранга Бориса Вилькицкого.
В сентябре 1913 г. возвращающиеся во Владивосток суда экспедиции «Таймыр» и «Вайгач» (из-за непроходимых льдов им тогда так и не удалось пробиться на запад) сделали заход на Аляску в форт Святого Михаила для бункеровки углем и производства ремонта. Отсюда через местную радиостанцию и было послано сообщение в Петербург об успехе экспедиции. Тотчас мировые информационные агентства распространили сенсационное сообщение о сделанном русской экспедицией крупнейшем географическом открытии ХХ в. — обнаружении неизвестного материка, размерами превосходящего Бельгию и Нидерланды, названного Землей Николая II.
Особо подчеркивалось, что произошло это на втором десятке лет нового столетия, когда, как казалось, на мировых картах не оставалось уже ни единого белого пятна. Более того, этим проливом, разделяющим материк и архипелаг, до Вилькицкого проследовали несколько экспедиций полярных исследователей, но удача в виде крупнейшего географического открытия столетия прошла мимо них, очевидно, потому, что они следовали ближе к материку. Правда, нашлись тогда и скептики, высказавшие сомнения относительно этих открытий, дескать, этого не может быть, русские просто приняли за землю ледовые поля. Понятно, что в такую удачу никому в мире из числа завистников и конкурентов по полярным исследованиям не хотелось верить.
Оставив за кормой более 13 тыс. миль, 12 ноября 1913 г. «Таймыр» и «Вайгач» прибыли во Владивосток. Весь город у Адмиральской пристани встречал членов экспедиции как героев.
17 января 1914 г. за открытие новых земель император Николай II высочайшим приказом по морскому ведомству выразил «особую признательность» руководителю экспедиции капитану 2-го ранга Б.Вилькицкому, всем офицерам объявил «монаршее благоволение», а нижним чинам — «царское спасибо».
А потом был Северный морской путь
Спустя два года, в 1915 г., Борису Вилькицкому с товарищами во время очередной экспедиции удалось-таки разведать, исследовать и первыми в истории пройти Северным морским путем с востока на запад. Это был новый крупный успех русских полярных исследователей. В Архангельске «Таймыр» и «Вайгач» встречали восторженные жители, которые преподнесли руководителю экспедиции памятный адрес, назвав в нем Вилькицкого «российским Колумбом».
Легендарный полярный исследователь Рауль Амундсен, сдержанный в оценках человек, заметил, когда узнал об успехах экспедиции Вилькицкого: «В мирное время эта экспедиция возбудила бы восхищение всего цивилизованного мира, а ее руководитель «получил бы признание, которого заслуживает его подвиг». Однако набирала обороты Первая мировая война, время было, как посчитало командование, не самое подходящее для полярных экспедиций. Экипажи «Таймыра» и «Вайгача» расформировали и направили на боевые корабли. Сам Б.Вилькицкий получил назначение на должность командира миноносца «Летун» Балтийского флота, хотя мог бы остаться при царском дворе, т.к. за успехи в полярных исследованиях был пожалован аксельбантом флигель-адъютанта и зачислен в офицеры свиты Его Императорского Величества. Однако участник обороны Порт-Артура капитан 1-го ранга Борис Вилькицкий выбрал мостик боевого корабля.
Беженец с мировым именем
Драматически сложилась судьба этого блистательного офицера, отважного воина и удачливого полярного исследователя после октябрьского переворота 1917 г. Чудом избежав расстрела, к которому его приговорила революционно настроенная братва, капитан 1-го ранга Б.Вилькицкий остался верен присяге государю и некоторое время служил на Белом флоте.
С 1920 г. начались его скитания на чужбине. Флигель-адъютант Его Императорского Величества, полярный исследователь, капитан 1-го ранга Борис Вилькицкий, прирастивший Россию на целую землю и проложивший человечеству Северный морской путь, стал лейтенантом гидрографической службы королевского флота Бельгии. Несколько лет он проводил гидрографические работы и составлял лоции в Африке на реке Конго. В 1929 г. Вилькицкий осел в столице Бельгии Брюсселе, где перебивался случайными заработками. Семейная жизнь не сложилась, и свой век Борис Андреевич доживал в приюте для эмигрантов, а потом при домовой церкви, где и умер.
Преданные забвению
Советская власть предала забвению имена многих первооткрывателей. После октябрьского переворота открытые экспедицией Вилькицкого новые земли были переименованы. Земля императора Николая II стала просто Северной Землей, а остров цесаревича Алексея стал называться Малый Таймыр. Имена полярников на картах заменят на фамилии политических деятелей новой эпохи: Молотова, Микояна, Ворошилова, Уншлихта, Розы Люксембург, Карла Либкнехта. Тогда же появятся острова под названиями Большевик, Комсомолец, Пионер, пролив Красной армии. А ряд островов, бухт, заливов получат вообще безликие названия, к примеру, бухта Тройная, мыс Песчаный, мыс Дровяной и т.д.
В 30-х годах новые власти дойдут до такого абсурда, что будто бы именно теперь, в эпоху правления партии Ленина-Сталина, была открыта советскими исследователями новая «полярная страна», что в мире вызвало лишь недоумение и насмешки.
В 1965 г. в честь 50-летия освоения Северного морского пути ледоколами «Таймыр» и «Вайгач», по которому, к слову, в годы Великой Отечественной войны с Тихого океана на запад шли советские корабли и подводные лодки, суда с грузами для фронта, была выпущена почтовая марка. О руководителе же полярной экспедиции Б.Вилькицком в Советском Союзе никто не счел нужным вспомнить.
Источник: www.konkurent.ru